Рисунок 1. FM8 во всей красе
Переключение между секциями упорядочено и вынесено в столбик слева. Собственно, так мы и будем рассматривать возможности FM8, последовательно, по секциям.
Рисунок 2. Браузер базы инструментов FM8
Та же ситуация и с эффектами - если нажата кнопка Effects, то FM8 работает как процессор эффектов. Как эффект мог работать еще и FM7, так что это не в новинку, но удобство гораздо выше, особенно из-за продуманного браузера. Правда, изначально эффектов в основной библиотеке немного - около десяти.
Вверху посредине находится окно поиска. Поиск тоже довольно удобный, правда, без расширенных возможностей. Если нажать на кнопку Sounds, то мы переключимся в режим браузера файлов. В левой части - папки, в правой - их содержимое. На этом останавливаться, я думаю, не стоит.
Еще можно переключиться в режим Program (рис. 3), где из правой части пресеты можно перетаскивать в правую.
Рисунок 3. Окно Миди-программ в FM8
Рисунок 4. Окно атрибутов инструмента в FM8
Рисунок 5. Окно глобальных настроек в FM8
Polyphony - задаёт полифонию для инструмента, т.е. максимальное количество одновременно сыгранных нот. В режиме mono синтезатор работает наподобие старых аналоговых синтезаторов, т.е. играется всего одна нота, даже если взять аккорд. Плюс включается режим легато, т.е. плавный переход от одной ноты к другой. Если же отключить режим моно и поставить полифонию равную 1 ноте, то переход будет резким, без легато.
Unison - определяет "расплывчатость" одной клавиши. Если выставить на несколько голосов и увеличить detune (расстройку), то получится эффект очень похожий на хорус. Для еще большей "жирности" можно увеличить параметр pan. Кнопка Dynamic динамически устанавливает унисон на клавиши в режиме полифонии.
Pitch - устанавливает параметры транспозиции для инструмента. Master tune - в пределах полутона (+/-1), а в окошке - в пределах двух октав с шагом в полутон.
Portamento - включает функцию портаменто. Time - выставляет время, за которое тональность одной ноты сменяется другой. Режим Auto в основном полезен при включенном арпеджиаторе, т.к. он включает портаменто сам при игре легато.
Arpeggiator - производит основные настройки арпеджиатора - его темп, размерность и режим синхронизации. При включенном режиме Key Sync рисунок арпеджиатора рестартует при каждом новом нажатии клавиши, в противном случае - рисунок арпеджиатора играет независимо от нажатия клавиш.
Quality - этот подраздел отвечает за специфическое качество звучания. Ползунок Analog придает "аналоговость", т.е. случайные тональные перекосы, как в старых синтезаторах. Digital - добавляет эффект понижения разрядности до 12 бит, как в DX-подобных синтезаторах.
Рисунок 6. Окно эффектов в FM8
В окошечке справа вверху под надписью Template находятся некоторые пресеты, представляющие собой заготовки цепи эффектов и их настроек. Кроме уже заготовленных есть 12 слотов для пользовательских пресетов. Всего доступно 12 эффектов, которые включаются соответствующими кнопочками возле надписи эффекта. Подробно останавливаться на каждом не будем, просто пробежимся по ним в общих чертах.
Overdrive - перегрузка. Tube Amp - эмулятор лампового гитарного усилителя. Cabinet - эмулятор гитарных динамиков (кабинетов), в связке с Tube Amp эмулируют комбо-усилитель. Shelving EQ - двухполосный параметрический эквалайзер. Peak EQ - двухполосный параметрический эквалайзер с регулировкой добротности. Talk Wah - "вау"-эффект. Phaser - фэйзер. Flanger - флэнжер. Tremolo - тремоло. Reverb - довольно простой ревербератор. PsycheDelay - цифровая задержка, создаёт различные эффекты от простого эха до эффекта "задом наперёд". Chorus/Delay - хорус, совмещенный с задержкой.
Почти все эффекты имеют возможность синхронизации с внешеим или внутренним темпом. Регулятором Amount устанавливается общий уровень всех эффектов, это аналог ручек dry/wet.
Рисунок 7. Окно арпеджиатора в FM8
Что касается других настроек арпеджиатора, то здесь видим Global, где есть всплывающее меню с уже готовыми пресетами и с возможностью сохранения пользовательских. Mode позволяет выбрать тип арпеджио. One shot - секвенция арпеджио проигрывается один раз, даже если зажата клавиша. Key Sync - старт секвенции и её остановка зависят от того нажата ли клавиша, при повторном нажатии арпеджиатор рестартует. Во всплывающем окне доступны 9 типов арпеджио. Hold - арпеджиатор продолжает играть даже если клавиша отпущена. Когда активирована кнопка Down арпеджио начинается с высшей ноты в аккорде, спускаясь вниз, когда она неактивна - наоборот.
В подразделе Tempo - настройки темпа и размерности. Здесь устанавливается сам темп, а также режимы триоли (triplet) и другой ритмический режим ноты с точкой (dotted). Note Length - задает в процентах от текущей размерности (1/16, 1/32) длину звучания ноты. Shuffle - "шаффловый" стиль или "свинг".
Expression определяет чувствительность к нажатию. Если Vel активна то все ноты играются с одинаковой силой. Split устанавливает полезную функцию разделения клавиатуры - когда часть нот идёт через арпеджиатор, часть проходит в "чистом" виде. Если активирован Bass, то все ноты ниже установленного порога (в окошке рядом с Learn) проходят в "чистом" виде. Если Bass неактивирован, то в "чистом" виде проходят ноты выше установленного порога.
Рисунок 8. Окно упрощенных настроек и морфинга в FM8
Timbre Controls - управление параметрами тембра. Harmonic - изменяют гармоническую окраску, путём изменения частоты операторов. Detune - плавно изменяет тональность нескольких осциляторов, что придает "жирности". Brightness - изменяет "прозрачность" добавляя высокочастотную составляющую. Velocity - определяет степень изменения тембровой окраски в зависимости от динамики игры. Env Amt - определяет степень влияния огибающей Timbre Envelope на параметры тембра (Timbre).
Timbre Envelope - задает огибающую для тембра. Тип огибающей ADSR (Атака, Задержка, Затухание, Восстановление). Обращаю внимание на то, что все регуляторы здесь биполярны, т.е. есть как положительные, так и отрицательные значения.
Amplitude Envelope - огибающая выходного уровня параметра Output.
LFO - НЧ осциллятор, позволяет управлять некоторыми параметрами, периодически их изменяя. Разработчики ограничились здесь лишь тремя параметрами. Timbre - степень влияния LFO на тембровую окраску (что-то наподобие изменения фильтра). Vibrato - степень влияния на высоту звучания, создает эффект вибрато. Tremolo - степень влияния на громкость, соответственно эффект тремоло. Rate - управляет частотой этих циклических изменений.
На эту страничку также вынесен подраздел с эффектами, ниже - кнопка сброса (Reset) и применения параметров (Apply). Apply применяет все изменения, но сбрасывает все настройки в нулевое положение.
Morph - окно морфинга. Очень интересный инструмент! Он позволяет плавно переходить от звучания одного пресета к другому, либо же сочетать в себе специфику сразу четырёх пресетов. Он состоит из четырёх квадратов. Каждый квадрат - свой пресет. Загружаются пресеты в этот инструмент перетаскиванием их из браузера в окошечко морфинга на основной панели FM8 (рис. 9).
Рисунок 9. Миниатюрное окно морфинга для загрузки в FM8
В самом окне морфинга есть квадратик с точечками вокруг него. Эти точечки - степень морфинга (Rnd Amt). Её можно сжимать и расширять с помошью регуляторов справа и сверху окна морфинга. Также можно двигать сам квадратик. Например, если загнать этот квадратик в угол, то будем иметь чистый звук, без морфинга того пресета, в каком углу находится квадратик. Если же увеличить степень морфинга до максимума и поставить квадратик чётко посредине окна морфинга, то будем иметь смесь из всех 4х пресетов. Normalize timbres - сбрасывает все квадраты в морфинге на начальные. Random Seed устанавливает тип "облака" морфинга, то есть распределение точек в рамках степени морфинга. Не все праметры пресетов подлежат морфингу. Например, арпеджио и огибающие не подлежат.
Рисунок 10. Окно экспертных настроек в FM8
Основу составляет так называемая ЧМ-матрица (FM-matrix). Она изображена на рисунке 10 справа. Здесь устанавливаются связи между операторами, где определяется какой тип связи будет установлен между ними и в какой роли они будут выступать относительно других операторов (модуляторы либо модулируемые).
Операторы представляют собой осцилляторы, но с расширенными настройками, такими как, допустим Ratio - отношение частоты осциллятора к основной частоте сыгранной ноты. Кроме того тут есть, допустим, контроль модуляции амплитуды (Amp Mod) и огибающая амплитуды (Env). Но замечу, что это относится к операторам A, B, C ,D ,E и F. Операторы же X и Z имеют особый статус. В основе оператора Х лежит генератор шума, он берёт сигнал на входе, после чего сигнал проходит стадию насыщения (saturation) и затем, проходя через огибающую (envelope), изменяется во времени. Оператор Z представляет собой достаточно мощный фильтр. Тип фильтра устанавливается вручную. Быстрый доступ к операторам осуществляется в левой части снизу.
Кнопка Env открывает окно настройки огибающих (рис. 11).
Рисунок 11. Окно настройки огибающих в FM8
Нажав кнопку Mod появляется окно настройки модуляции (рис.12).
Рисунок 12. Окно модуляции в FM8
Кнопка Keyscaling открывает окно для установки амплитуды нот в рамках всего диапазона. То есть можно выставлять различную амплитуду в зависимости от ноты для каждого оператора в отдельности. Также здесь есть микроподстройка (microtuning), т.е. подстройка высоты каждой ноты на клавиатуре.
Следующая вкладка в разделе Expert - Pitch (рис. 13). Здесь, как ясно из названия, производятся настройки высоты звучания.
Рисунок 13. Окно Pitch в FM8
Подраздел Amp Mod представляет собой матрицу модуляции. Здесь выставляются модулируемые и модулирующие контроллеры и параметры, но расположены они друг над другом, в две линии. Ниже расположена кривая огибающей высоты звука. А вверху справа находится ручка Env, которая отвечает за степень влияния огибающей на изменение звука. Чем больше это значение, тем огибающая сильнее влияет на высоту. Velocity имеет то же свойство, только в зависимости от силы нажатия.
Последнее окно экспертных свойств - Spect. Здесь можно увидеть как временную диаграмму или форму волны (WaveForm), так и спектральную или частотную "картину" текущего звука.
Подводя итог скажу что продукт получился довольно неплохой, работать с ним очень приятно. Радует немалый набор фабричных инструментов. Хотя FM8 достаточно похож на своего предшественника, но смело может носить статус успешного преемника FM7.